Остается только пожалеть коллектив, который так любовно растил из него жулика и проходимца. (Цитаты из милицейских протоколов)
Случайное изображение
Эротический сборник - от 18 и старше
Формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте
Подростковый возраст - важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным. Подросток хочет видеть себя взрослым. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова ощущать себя "маленьким" и "несамостоятельным". При этом, в отличие от ребенка, он не считает такое положение нормальным и стремится его изменить. В то же время, пытаясь вести себя как взрослый, он не готов к "взрослой" ответственности и избегает ее. Психике подростка присущи внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Главная особенность подросткового периода - открытие внутреннего "Я", осознание собственной индивидуальности и ее свойств. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменения внешности действительно стимулируют у подростка повышенный интерес к себе самому. Но ведь ребенок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, тем не менее это не вызывало у него такой сильной тяги к самопознанию. У подростков это происходит именно в силу того, что физическое созревание является одним из признаком взросления. На это обращают внимание не только он сам, но и окружающие его взрослые и сверстники. Подростковое "Я" еще неопределенно, расплывчато. Это состояние нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда, с одной стороны, растет потребность самоутверждения - потребность быть включенным в какую-либо группу сверстников. Именно сознание групповой принадлежности облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости. С другой стороны, повышается потребность в уединении и обособлении, которое чаще всего проявляется в отдалении от взрослых. Но в этот период оно начинает действовать и в отношении сверстников. Уединение помогает подростку разобраться в себе, лучше понять самого себя. В возрасте 13-15 лет многие подростки озабочены тем, что о них думают другие, они становятся значительно более ранимы и чувствительны к критике, насмешкам и т. д. В подростковый период они чаще, чем когда бы то ни было, проявляют тревожную мнительность по поводу своей внешности или строения тела (так называемый синдром дисмор-фофобия). Внешность для подростка - важнейшая сторона жизни. С возрастом озабоченность внешностью обычно уменьшается в силу того. что человек привыкает к своему облику. На первый план выступают теперь другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества. Именно от них будет в дальнейшем зависеть успешность взаимоотношений с окружающими. Не менее сложным, чем осознание своей индивидуальности, является осознание себя, своей личности во времени. Для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее - "сейчас". Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская ретроспектива в прошлое невелика, все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему в самом общем виде. Иное дело подросток. Прежде всего, с возрастом скорость течения времени субъективно ускоряется. Развитие временных представлений тесно связано с изменением жизненной перспективы. Для подростка становится важным появление жизненного плана; формируется установка на сознательное построение собственной жизни, возрастает потребность в достижении конкретных результатов. Усложнение мыслительных функций в подростковом возрасте оказывает влияние на все стороны жизни подростка. Склонность к теоретизированию становится в известном смысле возрастной особенностью. Подростком создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Освоение логического мышления неизбежно рождает своеобразное экспериментирование, игру в понятия, формулы. Помещая весь окружающий мир в свои универсальные теории, подросток ведет себя так, как если бы мир подчинялся его системам, а не системы - реальности. Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее - эти задачи приходится решать подростку прежде, чем он войдет во взрослую жизнь. Половое созревание, то есть комплекс психических и физических изменений, происходящих у подростков, в том числе появление первой менструации у девочки и первой поллюции у мальчика, является очень важным моментом в жизни каждого человека и должно восприниматься как позитивное событие. Оно означает следующий шаг в развитии подростка, а не начало, как это считается во многих семьях, "головной боли" и "вечного беспокойства", особенно, когда речь идет о девочке. Долгое время беседы о половом воспитании были запретными. Считалось, что они способны вызвать у молодых людей чрезмерное любопытство и привести к преждевременному половому опыту. Исследования, проведенные Всемирной организацией здравоохранения, доказали безосновательность такого мнения. Наоборот, было выявлено, что молодежь, получившая информацию в этой области, обычно осознанно начинает половую жизнь в более поздние сроки, она лучше подготовлена к ситуациям риска. Сексуальность - это живая сила личности, средство выражения привязанностей, способность каждого человека открывать себя и узнавать других, вытекающая из его принадлежности к определенному полу. Сексуальность является естественной и неотъемлемой частью человеческой натуры. Она проявляется многогранно и индивидуально, формируется с момента рождения человека и сопровождает его всю жизнь. Проявления сексуальности разнообразны, обусловлены физиологическими и анатомическими различиями мужчины и женщины, их гормональными особенностями, половыми ролями, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни (дружба, любовь, зачатие и рождение детей, взаимоотношения в семье и др.). Для того чтобы сформировать объективное и наиболее полное представление о человеческой сексуальности, необходимо рассмотреть различные ее аспекты: как биологические, так и социально-психологические. Биологический аспект выражен прежде всего в раздельнополости человека. Само по себе понятие "пол" (мужской или женский) слагается из многих взаимосвязанных биологических и социально-психологических компонентов. Биологическая дифференцировка пола зависит от набора половых хромосом. В определении пола ребенка ведущую роль играют две половые хромосомы - Х и У. Мужские половые клетки (сперматозоиды) могут содержать или Х-хромосому, или У-хромосому. Женские половые клетки (яйцеклетки) содержат только Х-хромосому, т. е. за пол ребенка "отвечает" мужчина, а не женщина. При оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом, содержащим Х-хромосому, образуется набор хромосом XX и формируется женский пол. При оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом, содержащим У-хромосому, образуется набор хромосом ХУ и формируется мужской пол. Действие половых желез формирует морфологический (или соматический) пол, то есть характерное строение организма, в том числе строение половых органов. Пол, фиксируемый при рождении, - гражданский пол. В течение 9 месяцев, предшествующих рождению, эмбрион подвержен сложнейшим преобразованиям. На свет в большинстве случаев появляется нормальный здоровый ребенок. Считается, что с этого момента важную роль в формировании индивидуального сексуального развития начинают играть психологические, социальные и культурные факторы. С момента определения гражданского пола начинает формироваться пол воспитания. Поведение мальчиков и девочек в младенчестве очень схоже. Традиционно почти у всех народов подчеркивается принадлежность маленького ребенка к мужскому или женскому полу, например цветом одежды (розовый - голубой), украшениями, игрушками (машинки - куклы), прической и др. Половое сознание формируется на протяжении всей жизни, и в каждый жизненный период у него своя специфика. Половое самосознание - это представление о себе как о человеке определенного пола. Моментом, запускающим половое самосознание, является простое приписывание ребенка к мужскому или женскому полу. В дальнейшем, основываясь на элементарном подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, ребенок начинает осваивать половую роль. Осознание собственной половой принадлежности в полной мере развивается к 3-6 годам, в процессе того, как ребенок осознает себя личностью. У детей 2-4 лет проявляется так называемое половое любопытство, ведущее к стремлению разглядывать и ощущать свои половые органы. Признаками половой принадлежности в этом возрасте являются лишь особенности строения наружных половых органов. В подростковом возрасте проявляется уже истинное половое любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины, подразумевающей особые, специфические взаимоотношения между полами. Способность осознавать себя носителем определенного пола лежит в основе формирования полового поведения подростка. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша обычно испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем. и имеет при этом конкретную цель. Сексуальность подростка носит дисгармоничный характер. Между его эмоционально-психологическим и соответствующим физическим развитием существуют противоречия. Подросток, как правило, обуреваем желаниями, фантазиями и мечтами сексуального характера. В начале полового созревания у подростков формируются своеобразные отношения, которые можно определить как платоническую влюбленность, окрашенную романтически возвышенным чувством. Лишь впоследствии, с завершением процесса полового созревания, пробуждаются специфические сексуальные эмоции, проявляется половая активность и формируется зрелое половое сознание. С развитием полового самосознания тесно связано и формирование либидо. Либидо - это стремление к половой близости. Выделяют следующие стадии его формирования. Романтическая стадия (или платоническая) у юношей характеризуется фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девушек прослеживается стремление нравиться, обращать на себя внимание, появляются фантазии о бескорыстной заботе со стороны прекрасного и храброго "рыцаря". Значение этой стадии в формировании либидо - в возвышении физиологического инстинкта до истинно человеческой любви. Переживания первой влюбленности наполняют эту стадию яркими и незабываемыми чувствами. Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин довольно быстро сменяется потребностью в сексуальной разрядке. Сексуальная стадия во многом определяет особенности подросткового возраста у юношей. Прежде всего, это феномен так называемой подростковой гиперсексуальности, проявляющейся в повышенной половой возбудимости у мальчиков - в частых эрекциях, необузданных эротических фантазиях, мастурбации. Физиологической основой этого явления считается усиление секреции андрогенов, уровень которых у 18-летнего юноши в 8 раз выше, чем у 10-летнего мальчика. Важно отметить две особенности подростковой и юношеской сексуальности: первая - это экспериментальный характер их сексуального поведения; вторая - то, что эротические потребности и интересы опережают развитие эмоциональной сферы и навыков общения, от которых во многом зависит возможность сочетания физической близости с психологической (духовной) близостью и взаимопониманием. Любовные чувства юношей и девушек индивидуальны и многообразны. Однако часто наблюдается следующее противоречие. Подростковая мечта о любви выражает прежде всего жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Такая разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений особенно типична для мальчиков. Период полового созревания характеризуется постепенным развитием вторичных половых признаков и завершается наступлением половой зрелости. У человека период полового созревания называют переходным, или пубертатным, его продолжительность составляет в среднем около 5 лет. Возрастные рамки полового созревания подвержены индивидуальным колебаниям (у девочек от 8-10 до 16-17 лет; у мальчиков от 10-12 до 19-20 лет). Половое развитие, начинающееся у девочек до 8 лет, а у мальчиков до 10 лет, считается преждевременным. Задержкой полового созревания считают отсутствие вторичных половых признаков у девочек старше 13 лет и у мальчиков старше 14 лет. Это обусловлено чаще всего конституциональными факторами, соматическими заболеваниями, неблагоприятным психологическим микроклиматом в семье, плохими бытовыми условиями, неполноценным питанием. Начало и продолжительность пубертатного периода подвержены значительным колебаниям. В этот период усиленно развивается весь организм, с повышенной нагрузкой работают внутренние органы, перестраивается деятельность нервной системы, изменяется психика. У мужчины период полового созревания заканчивается только к 23-25 годам, а у женщины к 18-20 годам. Наступает период половой зрелости. Этот период характеризуется расцветом женского и мужского организма, он приходится на самый активный период жизни человека. К началу этого периода мужской и женский организмы подготовлены к выполнению детородной функции, созданию семьи, ответственному родительству. В современном обществе половое чувство у подростков может появляться уже в 14-16 лет, в то время как официальный брачный возраст наступает лишь через несколько лет, а семья создается еще позже. Именно поэтому довольно часто в юношеском возрасте подростки прибегают к мастурбации (онанизму). Мастурбация - искусственное раздражение эрогенных зон (чаще половых органов) с целью получения полового удовлетворения. Мастурбация - естественное проявление развивающейся сексуальности в юношеском возрасте, которая требует выхода и в этот период обычно носит характер саморегуляции половой функции. Задача взрослых состоит в том, чтобы объяснить это подросткам и убедить их переключиться на физические нагрузки, чтобы мастурбация не превратилась в навязчивую идею, вредно влияющую на самочувствие подростка. Не для всех подростков характерно раннее желание вступить в половую связь. Как правило, это зависит от культурных, социальных и религиозных традиций, взаимоотношений в семье и с окружающими людьми. Некоторые подростки начинают половую жизнь, глядя на своих друзей; для других - это способ самоутверждения. Подростка надо убедить, что ранняя половая жизнь - это не самоцель и не способ самоутверждения. Девичья чистота, гордость, целомудрие, необходимость полового воздержания до вступления в брак - не устаревшие понятия. Ранние контакты - это серьезные эмоциональные переживания, а в некоторых случаях угроза репродуктивному здоровью. Доказано, что раннее начало половой жизни у подростков, частая смена половых партнеров приводят к очень печальным результатам - болезням, передаваемым половым путем, СПИДу, бесплодию, хроническим воспалительным заболеваниям женских и мужских половых органов. Если молодая девушка или юноша не хотят интимной близости или хотя бы сомневаются, они должны уметь сказать "нет". Этому их должны научить взрослые в семье и школе. Прежде чем начать половую жизнь, молодой человек или девушка должны подумать и о себе, и о своем партнере. Начало половой жизни - ответственный шаг в жизни каждого человека. Как уже отмечалось выше, девочки созревают раньше, чем мальчики, но половую жизнь они начинают позже. Сегодня этот разрыв сократился. Изменилась установка обоих полов относительно допустимости добрачных связей. Сегодня существует явное различие между "идеальным" и "фактическим" возможным вступлением в добрачные связи. Опрос подростков показал: многие находят добрачные сексуальные связи неприемлемыми, а кто-то, наоборот, считает их нормальными. Одни подростки кидаются в любовный омут, не задумываясь ни на минуту, другие нуждаются во времени, чтобы все обдумать, третьи будут месяцами узнавать потенциального партнера. В каком возрасте можно начинать половую жизнь? Переход к сексуальным отношениям является очень серьезным шагом, поэтому крайне важно, чтобы оба чувствовали себя готовыми к этому. Когда речь заходит о сексе, легко сказать "да". Но требуется много сил и мужества, чтобы сказать "нет". И задача взрослых - объяснить прежде всего девушке, что если ее по-настоящему любит юноша, он не порвет с ней дружбу только потому, что она не готова вступить с ним в интимную связь. Часто молодые люди с легкостью разрывают отношения со своими подругами, и это довольно частое явление в процессе взросления и приобретения опыта. Но такой разрыв может быть и очень болезненным. Девушки должны знать, что половое созревание юношей заканчивается позже, они позже задумываются о создании семьи, о детях. Испытывать сексуальные чувства и желать сексуальных отношений - это естественно. Но решиться на половую близость означает принять на себя ответственность за свое поведение. Прежде чем решиться на сексуальные отношения, необходимо все тщательно продумать и взвесить, так как первый сексуальный опыт может оказаться нелегким и принести разочарование. Взрослые должны объяснить подросткам, что никто не имеет права прикасаться к их телу, заставлять делать по отношению к ним то, к чему они не готовы, или то, что угрожает их безопасности. Семья имеет важное значение в формировании сексуального поведения подростка. Родители всегда должны думать о том, что они хотят передать своим детям, соответствует ли их собственное поведение тем нормам, выполнения которых они требуют от детей. Бывают родители, которые с наступлением половой зрелости у детей резко меняют свое отношение к ним. Отцы перестают обнимать, целовать сына или дочь, как это случалось раньше. Такое изменившееся и уже несвободное поведение отца, когда дочь "уже женщина", сын "уже мужчина", может вызвать растерянность и тоску у подростка и даже стать причиной неприятия им своего взросления. Девочкам-подросткам родители очень часто запрещают прогулки, особенно, если те выходят в компании юношей. В них живет постоянный страх, что их дочка "может быть обманутой", "может забеременеть"... Многие родители не умеют разговаривать со своими взрослеющими детьми на "животрепещущие" темы, не знают, как предупредить о возможных рискованных ситуациях, в которые они могут попасть. Их обуревают сомнения: как рассказать о многочисленных "подводных рифах", ожидающих сына или дочь во взрослой жизни, как помочь разобраться в чувствах, которые обуревают подростка, и справиться с ними. Между родителями и подростками часто происходят серьезные конфликты и ссоры, которые иногда следует рассматривать как нормальный процесс утверждения независимости молодых людей. Тем не менее, несмотря на конфликты, родители должны стараться сохранять душевную близость с детьми, своей твердостью и пониманием поддерживать у подростка чувство уверенности в себе. Молодым людям необходимо чувствовать, что у них есть кто-то, кто им открывает новые горизонты, кто может быть требовательным и в то же время понимать их сомнения. И хотя известно, что подростки довольно откровенны друг с другом, охотно обсуждают разные проблемы, они все равно нуждаются в дополнительном диалоге со взрослыми, особенно с родителями, у которых свой взгляд на мир, продиктованный жизненным опытом, которого так не хватает молодым. Часто возникает вопрос, с какого момента следует начинать половое воспитание. Воспитание - это процесс, который начинается с рождения, и половое воспитание как составная часть этого процесса должно начинаться с того же момента. Желательно, чтобы родители говорили между собой о том, какими были их детство и юность, как они переживали проблемы сексуальности, как они встретились и почему решили создать семью. Подобные воспоминания родителей очень важны для воспитания их детей. На вопросы ребенка следует отвечать по мере их возникновения, при этом ответы должны учитывать его возраст. Не надо забывать о том, что эта информация, как и любая другая, должна прийти к детям своевременно и в доступной форме. Ребенок, а позднее молодой человек или девушка, должны чувствовать, что рядом с ними находятся взрослые (родители, учителя), которым они доверяют. В современном обществе дети часто становятся жертвами сексуальной агрессии. Серьезность данного вопроса диктует необходимость предостеречь детей, рассказать об опасностях, которым они могут подвергнуться. Так, их следует предупредить о существовании "больных" молодых и взрослых людей, могущих причинить детям и подросткам зло, вред. Родители и учителя должны объяснить детям и подросткам, что нельзя принимать подарки от незнакомых людей или принимать их предложения покататься на машине, посетить квартиру и др. Их необходимо научить понимать истинные намерения окружающих, говорить "нет" в определенных обстоятельствах. Очень важно, чтобы у детей было желание рассказать взрослым о ситуациях, которых они боятся или которые уже произошли. Разговор о сексуальности всегда следует ассоциировать с понятиями любви, нежности, благополучия и положительных эмоций. Это своего рода контрвоспитание, поскольку в нашем обществе интимные отношения между мужчиной и женщиной до сих пор многие считают чем-то греховным и грязным. Речь идет о том, что у подростков надо формировать положительное отношение к собственной сексуальности, любовь к себе, самоуважение, позитивное отношение к здоровому образу жизни. Воспитание в семье, школе, обществе, влияние близких на детей и подростков очень важны для психополового развития личности. Сексуальность как составляющая жизни каждого человека должна рассматриваться в позитивном ключе с подчеркиванием качественных аспектов общения, ответственности, нежности, эмоционального подъема и радости, которые приносит подлинное чувство любви. В ходе истории в любом обществе сексуальное поведение всегда было предметом пристального внимания и определенного контроля. Так называемая абсолютная свобода приводит лишь к социальному хаосу и сильно угрожает дееспособности любой социальной системы. Даже на ранних ступенях исторического развития отношения полов, в частности их сексуальное поведение, строго нормировались. Они были прочно закреплены обычаями, традициями, религиями, затем законом, понимались как само собой разумеющееся, главным образом как порядок, данный природой или богом. Сексуальное поведение и совместная жизнь полов относились к областям, которые во многих первобытных обществах категорически табуировались. Отклонения от общепринятых в племени обычаев и норм зачастую строго карались. Однако то, что допускалось и запрещалось, что было "нравственным" и "безнравственным", у отдельных племен и народов было весьма различным. "Очеловечение" полового инстинкта, о чем много писали в конце XIX- начале XX века, означает не что иное как его подчинение определенным социальным нормам. Регламентируя наиболее важные аспекты сексуального поведения, культура всегда оставляет место для индивидуальных или ситуативных вариаций. Одни поступки регламентируются, оцениваются как "хорошие" или "плохие", "правильные" или "неправильные", другие целиком предоставляются индивидуальному усмотрению, причем размер и содержание таких "допусков" существенно варьируют в разных обществах. В обществе существуют два понятия - эротика и порнография, так или иначе связанные с понятиями сексуальности. Эти понятия очень сложно разграничить, хотя граница есть и подростки должны об этом знать. Как показывают специальные исследования, эротические сны, мечты, фантазии - неотъемлемый аспект человеческой сексуальности. Они не только могут замещать непосредственно половую жизнь или восполнять ее дефицит, как считал 3. Фрейд, но и постоянно сопутствуют ей. Люди, ведущие более активную половую жизнь, отличаются и более интенсивным эротическим воображением, которое подкрепляет, стимулирует и разнообразит их реальный опыт. Для людей, воспитанных в духе запретов, слова "эротика" и "эротизм" звучат как бранные выражения, обозначающие нечто "животное" и низменное. Считается, что животные как раз не знают эротики. Способность не только реагировать на эротические знаки и обряды, но и создавать их, воплощая свою фантазию, - исключительное свойство человека, присущее ему, как свидетельствует история искусства, с древнейших времен. У подростка могут быть выраженные эрекции, но они не имеют для него эротического значения до тех пор, пока ему кто-либо это не объяснит или он сам не поймет, глядя на других. Знание о своей сексуальности и половых реакциях - необходимая предпосылка сознательного управления и самоконтроля. Эротическое воображение - нормальный и необходимый аспект человеческой сексуальности, но его содержание не является этически нейтральным. Литература и искусство уделяли много внимания эротике. Независимо от жанра произведения, от времени и страны, где оно создано, в нем можно найти один или несколько сюжетов, посвященных идеализации половых отношений. Эротика - это природой заложенный в человека инстинкт продолжения рода, но облагороженный и поэтизированный как влечение души. Эротика в искусстве - это воплощение одухотворенности, поэзии и эстетики сексуальных отношений людей. Однако нельзя ставить знак равенства между эротикой и порнографией. Объективная, тем более юридическая оценка этого явления крайне затруднительна, а эффект воздействия на отдельную личность зависит от особенностей индивидуального восприятия. Нормы пристойности тесно связаны с характерным для культуры "телесным каноном". Как отличить порнографию от эротического искусства? Порнография - непристойное, вульгарно-натуралистическое изображение или словесное описание полового акта, имеющее целью сексуальное возбуждение. Термин возник в XVIII веке во Франции. В настоящее время под порнографией отдельные авторы понимают произведения литературы и искусства, в которых внимание читателя, зрителя, слушателя сознательно фиксируется на половых органах персонажей в момент совершения ими действий сексуального характера. Все это не имеет отношения к истинной любви и сексуальности. Порнографическая литература внушает молодому человеку такие стереотипы поведения, как сексуальная вседозволенность, распущенность, безответственность, приоритет инстинкта над чувством. Увлекшись порнографией, подросток уходит от действительности и погружается в мир искусственных наслаждений и жестокости. Если эротическое искусство изображает человека во всем богатстве его переживаний, то порнография по сути дела обезличивает сексуальность, сводя ее к бесконечным половым актам, сопровождающимся обилием "технических" деталей и физиологических подробностей. В настоящее время вопрос о порнографии приобрел особую актуальность в связи с появлением и расцветом видеобизнеса. По мнению специалистов, порнографический фильм - это самоцельное воспроизведение половых отношений исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей вне иной художественной задачи. По мнению ученых наиболее восприимчивой группой в социальной структуре общества являются подростки. Молодежь любит средства массовой информации развлекательного характера - радио, телевидение, музыку, видео, кино и др. И, конечно, сами развлекательные средства массовой информации в свою очередь дорожат своими молодыми почитателями. Много программ и печатной продукции адресованы подросткам и молодежи. Любовь, романтика, секс - вот их любимые темы, и многие подростки признаются, что именно так они получают хоть какую-то информацию об интимных сторонах жизни. К сожалению, то что молодежь видит и слышит о сексе в популярных развлекательных программах, теле- и видеофильмах, часто вводит их в заблуждение, имеет незаконченный и искаженный характер. Случайные или необдуманные сексуальные контакты изображаются в средствах массовой информации как вполне возможные и безопасные, без риска нежелательной беременности или какой-либо болезни, передаваемой половым путем. И от большинства средств массовой информации молодые люди перенимают поведение, опасное для их здоровья. Кроме того, присущие этому возрасту особенности (острый интерес к сексу, быстрая половая возбудимость, отсутствие "тормозов", импульсивность и неумение прогнозировать последствия своих поступков), при воздействии определенных провоцирующих факторов, могут привести к криминогенному поведению. В то же время уже предпринимаются попытки использовать средства массовой информации, чтобы внушить подросткам образ жизни, более безопасный для их здоровья. Тематические и игровые передачи, ток-шоу с известными актерами, учеными и просто их ровесниками дают возможность ребятам постепенно разобраться во многих вопросах, волнующих их в этот период жизни. Одна из особенностей человеческой сексуальности состоит в том, что эмоции и сопровождающие сексуальную жизнь переживания, не всегда связаны с первоначальной биологической целью - продолжением рода. Любовь - это чувство, присущее только человеку, оно многогранно и, конечно, одной из его важнейших составляющих являются сексуальные чувства. Существуют различные формы проявления сексуальности, которые находятся в неразрывной связи и во многом определяются биологическими, психологическими, этическими, социальными и религиозными сторонами жизни человека, а также уровнем культуры. Формами проявления сексуальности являются сексуальные символы и фантазия, ласки, поцелуи, петтинг, мастурбация. Одной из форм проявления сексуальности являются сексуальные символы. Таковыми могут служить зрительные образы, нагота, интимные предметы одежды и др. Человеческое воображение способно эротизировать, делать сексуально значимым практически любой реальный или идеальный объект. При нормальном психосексуальном развитии они играют вспомогательную роль, стимулируя или усиливая половое влечение, и создают определенный эмоциональный настрой человека. Сексуальные фантазии - мысленное представление сцен сексуального содержания, которые в большей мере развиты у людей с богатым воображением. Исследования показали, что более 60% женщин имеют сексуальные фантазии, в отношении мужчин приводятся разные данные - от 35 до 76%. Сексуальные фантазии являются непременным атрибутом юношеской гиперсексуальности, возникающей в период полового созревания и продолжающейся примерно до 18-20 лет. Содержание сексуальных фантазий зависит от возраста, пола, сексуального темперамента, степени удовлетворенности половой жизнью. У некоторых людей содержание сексуальных фантазий разнообразно и часто меняется, у других фантазии постоянны или похожи. У мужчин сексуальные грезы в основном касаются секса как такового, женщины чаще представляют конкретного человека, они видят себя в эротических мечтах, как бы участвующими в происходящем. В подавляющем большинстве сексуальные фантазии не могут рассматриваться как половое отклонение или извращение. Лишь отдельные случаи фантазий навязчивого характера могут расцениваться как болезненное состояние, требующее обращения к специалисту. Ласки являются неотъемлемой частью эротического общения партнеров, периода подготовки и завершения близости. Поцелуй - не только выражение нежности, но и одна из форм любовной ласки, вызывающей половое возбуждение. В разные времена и у разных народов отношение к любовным поцелуям было самое противоречивое. Например, у многих народов Азии, Африки поцелуи вообще не существовали, во многих странах Востока поцелуй рассматривается как непристойное явление, а в Древней Греции поцелуя как выражения эротической любви не знали вообще. Поцелуй приобретает эротическую направленность лишь по мере полового созревания. Петтинг - достижение оргазма раздражением эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий. Первоначально петтинг был особенно распространен в тех странах, где в силу моральных требований и обычаев высоко ценилась анатомическая целостность девственной плевы женщины. Там, где общество терпимо относилось к добрачной половой жизни, петтинг был распространен в меньшей степени. Помимо сохранения девственности женщины до вступления в брак петтинг применяется также в целях предохранения от нежелательной беременности и болезней, передаваемых половым путем. Сейчас во многих странах после бурной сексуальной революции возрождаются прежние ценности сексуальной и семейной жизни. Многие девушки стараются выйти замуж девственницами. Но следует отметить, что многие юноши и девушки к моменту вступления в брак имеют немалый опыт петтинга. В этом также сыграли свою роль и страх перед нарастанием числа болезней, передаваемых половым путем, в том числе СПИДа, и введение во многих школьных программах занятий по сексуальной грамотности. Откровенные ласки между молодыми людьми, исключающие собственно половой контакт, дают им наслаждение, удовлетворение и половую разрядку. При этом девушка развивает свою сексуальность и чувственность, юноша приучается к нежности и ласкам. Супружеская пара, имеющая добрачный опыт петтинга, легко справляется с проблемами нежелательной беременности при периодическом воздержании в "опасные дни", не прекращает активности во время беременности и легко, без помощи сексологов восстанавливает нарушения сексуальности в более позднем возрасте. Мастурбация (устар. онанизм) - стимуляция собственных эрогенных зон, половых органов с целью получения полового удовлетворения (оргазма). Гормональные изменения вызывают у подростков новые сексуальные переживания. Психологические факторы имеют важное значение и при оценке такого типичного явления подростковой и юношеской сексуальности как мастурбация. Мастурбация юношеского периода - естественное проявление развивающейся сексуальности, суррогатная форма половой активности. В подростковом возрасте она обычно носит характер саморегуляции половой функции и прекращается после начала регулярной половой жизни. Мастурбация служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами. В то же время она стимулируется психическими факторами (пример сверстников, чтение литературы, просмотр видеопродукции, некоторых телешоу, желание получить физическое удовольствие и др.). Представление о том, что мастурбация вызывает умственную неполноценность (смягченный вариант - ухудшение памяти и умственных способностей), сложившееся в конце XVIII - начале XIX века, основывалось на наблюдениях за пациентами психиатрических больниц, которые часто мастурбировали на глазах у персонала. Навязчивая интенсивная мастурбация является в этих случаях не причиной, а следствием психического заболевания. В XIX веке на Западе против мастурбации боролись вплоть до того, что пытались кастрировать неисправимых. В настоящее время не подтверждается тезис и о том, что юношеская мастурбация снижает половую потенцию в будущем. Гигиенические рекомендации - избегать факторов, способствующих половому возбуждению подростков, - вполне обоснованы, так как подросткам свойственна гиперсексуальность. Применительно к подросткам и юношам тревожить должен не сам факт мастурбации (так как это массовое явление) и даже не ее интенсивность (индивидуальная норма связана с половой конституцией), а превращение мастурбации в навязчивую идею, вредно влияющую на самочувствие и поведение, когда у подростка появляются сомнение в ценности собственной личности, ослабление волевых качеств, снижение самоуважения, склонность связывать трудности и неудачи в учебе и общении со своим "пороком". В реальной жизни слова "мужчина" и "женщина" ассоциируются со множеством разнообразных признаков, включая различия в строении репродуктивных органов, их функциях, строении тела, роде занятий, социальном статусе и др. Психологи считают, что не все индивидуальные качества мужчины и женщины зависят от их половой принадлежности. Во многом они определяются условиями среды, воспитанием, родом деятельности и т. п. Эти условия также влияют и на сексуальное поведение. Структура сексуального поведения довольно сложна. Поскольку человек является неотъемлемой частью живой природы, рассмотрим некоторые интересные сходства и различия между сексуальностью животных и людей. У большинства млекопитающих сексуальное поведение находится под постоянным гормональным контролем, и соответствующие физиологические реакции наступают в значительной степени автоматически, например в определенный сезон года. У человека половая жизнь не ограничена сезонностью и не связана с цикличностью физиологических изменений, происходящих в организме женщины. Сексуальная активность постепенно автономизируется от репродуктивной функции, что увеличивает многообразие форм сексуального поведения. Оно становится более избирательным как в отношении объектов, так и в отношении способов и условий осуществления. В животном мире существует ассимиляция половых ролей и сексуального поведения, но она не означает, что самец господствует над самкой. Самцу принадлежит монополия ухаживания, причем внутриполовой отбор самцов часто определяется состязанием в силе. Однако самка не просто становится добычей победителя, а выбирает его из нескольких возможных претендентов. Иначе говоря, это "брак по расчету": преимущество получает самец, способный не только быть полноценным производителем, но и обеспечить наиболее благоприятные условия для выращивания потомства. Человеческая сексуальность - очень сложная и многогранная сфера жизнедеятельности человека. Это часть культуры общества, множество установок, стереотипов, представлений, имеющих исторические корни. Стандартной модели человеческого сексуального поведения не существует. Социальные нормы, которые определяют, что должны или чего не должны делать мужчины и женщины, называются половыми ролями, а поведение, реализующее эти нормы, -полоролевым. На протяжении многих веков формировались и сложились представления о том, чем отличаются или должны отличаться друг от друга мужчина и женщина. Это так называемые стереотипы мужественности и женственности. Уже в древнейших мифологиях женские образы представлены двумя главными ипостасями: матери и сексуальной партнерши. Образ матери как правило положителен, окружен почетом и уважением и не вызывает никаких эротических ассоциаций. Образ сексуальной партнерши - жены или любовницы - напротив, противоречив и неоднозначен, он часто ассоциируется с похотью, соблазном, неверностью. Отсюда и противоречивые мнения о женской сексуальности. С одной стороны, женщинам приписывается равнодушие и даже отвращение к половой жизни, с другой - безудержная половая распущенность. Все эти представления имеют глубокие и с горические корни. Осуждая всякую сексуальность и чувственность, христианство с помощью идеи непорочного зачатия воедино соединило символы материнства и девственности в образе Богородицы - Девы. Понятие "непорочное зачатие" молчаливо предполагает, что естественное зачатие и все то, что ему сопутствует, являются порочными, хотя они необходимы для продолжения рода и тем самым морально оправданы. В литературе XIX века женщина часто является воплощением ангельской чистоты, но чистота понимается прежде всего как асексуальность. Представление о том, что "порядочная женщина" вообще лишена эротических желаний и даже в браке лишь уступает домогательствам более примитивно организованного и чувственного мужчины, весьма способствовало распространению в то время фригидности у женщин. Многие различия мужской и женской сексуальности, которые раньше считались естественно-биологическими, универсальными, на самом деле оказались плодом соответствующего воспитания и культуры. Например, в XIX веке фригидность считалась обычным явлением. В числе важных открытий, которые были сделаны в XX веке, была и женская сексуальность. Это открытие способствовало изменению многих представлений: женщины перестали считать себя существами второго сорта. В последние десятилетия женская сексуальность заметно изменилась. Хотя девочки всегда созревали раньше мальчиков, половую жизнь они начинали на 1-2 года позже своих ровесников. Сегодня эта разница менее заметна, а кое-где вообще исчезла. За последнее время существенно сблизились и установки обоих полов относительно допустимости добрачных и внебрачных союзов и связей. В супружеских отношениях также растут женская сексуальная активность и инициатива. Игнорирование половых различий и понимание равенства как одинаковости несет в себе определенные опасности. Главное - обедняется эмоциональный мир женщины, в том числе ее сексуальные переживания. Биологически женщина не тождественна мужчине: в период максимальной сексуальности у мужчин (юношеский возраст) только у 20% женщин есть стремление к половому контакту. Совсем другой уровень женских половых гормонов делает ее кокетливой, "игривой", привлекательной, стремящейся к ласкам, добивающейся поклонения и преклонения. Женские сексуальные реакции сильнее мужских и зависят от общепсихологических, прежде всего эмоциональных факторов: чувства нежности и любви к партнеру, ощущения близости к нему, радости сознания, что она является предметом восхищения. Идеал "вечной женственности" был довольно прост: женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, но в то же время, пассивной, зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным, энергичным, преуспевающим. Эти качества и сегодня ценятся высоко, составляя ядро мужского понимания женственности, но в женском самосознании появились также новые черты: женщина хочет чувствовать себя умной, энергичной, преуспевающей, то есть обладать свойствами, которые раньше считались монополией мужчины. Иметь дело с такой женщиной мужчине гораздо интереснее, но и одновременно труднее. В разных ролях она выглядит и чувствует себя по-разному, требуя соответствующего к ней отношения. О загадочной женской природе написаны горы книг, о себе же мужчины говорили преимущественно тогда, когда сталкивались с какими-то трудностями, вроде импотенции. Если гинекология почти так же стара, как медицина, то андрология - детище второй половины XX века. К тому же это вопрос не только и не столько медицинский. Несмотря на то что образ идеального мужчины оба пола рисуют практически одинаково, стереотип мужественности также не остается неизменным. В общественном сознании, и особенно в самосознании самих мужчин, мужественность (обладание социальными и психологическими свойствами настоящего мужчины) и сексуальность - почти что синонимы. Неудивительно, что мужская сексуальность всегда была и остается предметом своеобразного культа. А где культ - там и мифы. А где мифы - там страхи, тревоги: все ли у меня в порядке, настоящий ли я мужчина? И отличить правду от вымысла бывает весьма сложно. Многие мальчики в период полового созревания испытывают сильное беспокойство в отношении размеров своих половых органов. Мальчики, отстающие в половом развитии, с завистью смотрят на более мужественных сверстников. Эти проблемы волнуют и взрослых мужчин. Потребность в сексуальных контактах у мужчин очень индивидуальна. Различия эти чрезвычайно велики, и равняться здесь на какие-то среднестатистические нормы - то же самое, что пытаться обуть всех людей в обувь одного размера. Вот почему так наивны житейские рассуждения об "умеренности" или "излишествах" мужчин, не учитывающие индивидуальных различий. Мужские сексуальные реакции кажутся простыми и элементарными лишь на первый взгляд. Мужчина не только не всегда может, но и не всегда хочет, более того, он боится быть неправильно понятым. Женщина, отказывающая мужчине, только приобретает уважение. Отказ со стороны мужчины может восприниматься как знак его несостоятельности или как личное оскорбление. В результате мужчина оказывается пленником стереотипных представлений о собственной силе. Причем это отнюдь не ограничивается его сексуальными возможностями, но распространяется на всю сферу взаимоотношений между полами. Мальчики с раннего детства знают, что они должен быть сильными. Часто они считают, что лучший способ казаться сильными - это скрывать свои слабости. Мужской стиль жизни в любом возрасте отличается высокой соревновательностью; страх показаться слабым заставляет мальчиков делать вид, что они смелее и грубее, чем на самом деле. С одной стороны, это действительно помогает формированию мужского характера, но, с другой, - деформирует его, делает односторонним. По всем психологическим тестам, мужчины всех возрастных категорий уступают женщинам в способности как к самораскрытию, так и к сопереживанию. Одна из самых распространенных проблем подросткового и юношеского возраста - застенчивость. Однако юноши переживают ее гораздо болезненнее, чем девушки, так как считают это качество "не мужским". А чем больше приходится скрывать, тем тяжелее жить. В мальчишеских компаниях не принимаются проявления мягкости, поэтому нередко и в отношениях с женщинами мужчины стесняются быть нежными и ласковыми. Хотя мужчины много говорят о сексе, они гораздо более скрытны в этих вопросах, чем женщины. Несмотря на различия культур, традиций и индивидуальные особенности мужчин и женщин в целом, мужской стиль жизни выглядит более прагматичным, тогда как женщина воплощает эмоционально-экспрессивное начало. Мужчину традиционно оценивают преимущественно по результатам его трудовой и общественной деятельности, как воина, добытчика, организатора. В женщине же больше ценятся ее эмоциональные качества, нежность, заботливость, помогающие преодолевать и улаживать конфликты. Эти критерии определяют и самооценку. То же самое - в сфере сексуальности. Для мужчин "секс" выступает, с одной стороны, как удовольствие, а с другой, - как действие, которое обязательно должно быть успешно завершено. Повышенная интенсивность мужской сексуальности отчасти обусловлена биологически, и для самооценки мужчины важна уверенность в своих сексуальных возможностях. Самое весомое подтверждение своей мужественности мужчина получает от женщины. Именно поэтому так важен для юноши его первый сексуальный опыт. Да и взрослые мужчины иногда изменяют женам и заводят случайные связи не столько из сексуальных потребностей и жажды разнообразия, сколько ради проверки и самоутверждения. Но мужчина, стремящийся прежде всего доказать свою силу, невольно превращает интимную близость в своего рода экзамен своих возможностей. И часто он "проваливается" на этом экзамене именно потому, что не чувствует себя достаточно свободно и раскованно, иногда этому способствует и неподходящая обстановка. Мужская сексуальность часто содержит элементы агрессивности. Весь вопрос в том, чтобы эта условная агрессивность (мужчина должен завоевать, "взять" женщину) не переходила в агрессию реальную. Мужчины и женщины часто по-разному интерпретируют одну и ту же ситуацию. Мужчина, воспринимающий женщину только как сексуальный объект, уверен, что она возражает и сопротивляется только для виду, "набивает себе цену", а на самом деле хочет того же, что и он, - тогда насилие выглядит в его глазах продолжением ухаживания. К сожалению, нередко так же настроено и общественное мнение: "сама виновата", "сама дала повод", "порядочных девушек не насилуют" и т. п. Именно эти общественные установки как бы оправдывают насилие. Однако, как ни существенны различия мужской и женской сексуальности и их сексуального поведения, важно понимать, что эти отношения - лишь один аспект сложных и многогранных отношений между мужчиной и женщиной. Следует подчеркнуть, что в современном обществе мужские и женские отношения становятся более человечными, и даже в странах, где "пик" сексуальной революции прошел, мужчины и женщины в своих отношениях все больше начинают ценить такие качества, как взаимоуважение и взаимоподдержка, забота и нежность, что очень важно для поддержания гармоничных сексуальных отношений.