Фотосоветы 2

Фотосоветы 2

Здравствуйте уважаемые сопельмешники!
Я очень рад, что Вы интересуетесь фотографией. Давайте продолжим. Сегодня очень интересный материал. Уверяю, Вас он пригодится не только для фотографирования, но и вообще в жизни. Говорить мы будем о свете и цвете. Я так и не понял, можно ли мне постить прямо в пельмешки. Если нельзя, просьба не банить, а просто убить новость.

Для начала более подробно рассмотрим цветовую модель RGB.
картинка

Это цветовой круг этой модели. (Существует еще три модели, если захотите о них поговорим отдельно). Эта модель появилась с приходом компьютеров. В этой модели три основных цвета. Красный, зеленый и синий. Все остальные получаются путем смешения основных цветов в разных пропорциях. Смешивая зеленый и красный получаем желтый. И т. д.
Отступление от темы. Не поленитесь, найдите учебник по цветоведенью. Эта дисциплина преподается в каждом художественном вузе. Ознакомьтесь, Мало того что это очень интересно, эти знания Вам сильно пригодятся. У Вас нервная работа? Стрессы? Проблемы? Открою секрет. Купите гуашь или масляные краски. Смешивайте их и рисуйте. Рисуйте все что угодно. Просто квадраты круги или пирамидки. Или лицо осточертевшего начальника. Или фигуру любимой женщины. Выплескивайте на бумагу все что у вас внутри. И забудьте о психоаналитиках и психотерапевтах. И через некоторое время Вы с удивлением заметите, что ваша жизнь стала гораздо спокойнее и успешнее. А здоровье то как улучшилось. А вдруг в Вас умирает талант? Поймите разницу между контрастом и нюансом. Потом оглядите свою квартиру. Какая какофония цветов. Измените и живите в обстановке, которая помогает жить просто.

Продолжим. Когда я писал о балансе белого никто не спросил почему чтобы скорректировать желтый цвет изменяется синий. Давайте рассмотрим этот вопрос. Цветовой круг построен так, что цвета расположенные напротив друг друга являются дополняющими. То есть дополняют друг друга. Так, пурпурный цвет является дополняющим зеленому, и наоборот, зелёный — пурпурному; синий — жёлтому, голубой — красному и так далее. Это имеет большое практическое значение для цифровой фотографии. Что касается цветов, расположенных неподалёку друг от друга, то по ним видно, какой цвет получится в результате смешивания двух цветов. Например, при смешивании голубого и красного получится фиолетовый, а при добавлении красного к жёлтому — оранжевый. Знание этих особенностей цветового круга пригодится нам в нашей практике при установке баланса белого нашей цифровой камеры. Ниже Вы видите тот же самый цветовой круг, но, так сказать, прямоугольной формы, и сгруппированный по дополнительным цветам: цвета справа дополняют те цвета, что слева, и наоборот.
картинка

Из этого следует что, для корректировки желтого нужно изменить синий. И т.д.
На этом пока остановимся и поговорим о очень важном понятии. О цветовой температуре. Очень важно понимать что это такое.
Для начала опять отступление. Сейчас я вам немного "взорву" мозг. Во первых. Белого цвета, как такового в природе не существует. И учитывая то, что каждый человек воспринимает цвет по-разному (у меня дальтонизм группы Б. Я не путаю красный и зеленый, но полутона различаю плохо), следует вывод. Понятие того или другого цвета — это результат негласного соглашения между людьми называть определенное ощущение зрительного нерва конкретным цветом, скажем "красным". Более того, в книге Ч.Пэдхема и Дж.Сондерса "Восприятие света и цвета" упомянуто, что "имеются сведения о различиях в пигментации хрусталика у различных рас, что может приводить к различиям в цветовом зрении". Также известно, что с возрастом хрусталик желтеет, что приводит к нарушениям в идентификации цветов. То есть можно сказать, что адекватное цветовое восприятие — это результат скорее психологического процесса, чем физического. Как видите, науке пришлось немало повозиться, что бы систематизировать и строго научно определить характеристики различных цветов спектра!
Цветовая температура. На первый взгляд очень непонятное словосочетание. Но наберемся терпения. Проведем такой эксперимент. Возьмем лампочку накаливания. С вольфрамовой нитью накаливания. И уединимся в ванной. Подключим лампу через реостат ( устройство, которое ограничивает поступающий электрический ток на лампу) и выключим свет. Абсолютный мрак. :-) Теперь постепенно будем понижать сопротивление реостата ( что позволит все большему количеству электричества поступать на спираль ). В один прекрасный момент наше абсолютно чёрное тело начнёт светиться еле заметным красным цветом. Если замерить в этот момент его температуру, то окажется, что она будет примерно равна 900 градусам по Цельсию. Поскольку все излучения происходят от скорости движения электронов, которая равна нулю при нуле градусов Кельвина (-273С), то в дальнейшем забудем про шкалу Цельсия, и будем пользоваться шкалой Кельвина. Таким образом, начало видимого излучения абсолютно чёрного тела наблюдается уже при 1200К, и соответствует красной границе спектра. То есть, попросту говоря, красному цвету соответствует цветовая температура 1200К. Продолжая нагревать нашу спираль, замеряя при этом температуру, мы увидим, что при 2000К её цвет станет оранжевым, а затем, при 3000К — жёлтым. При 3500К наша спираль перегорит, так как будет достигнута температура плавления вольфрама. Однако если бы этого не произошло, то мы увидели бы, что при достижении температуры 5500К цвет излучения был бы белым, становясь при 6000К голубоватым, и при дальнейшем нагревании вплоть до 18000К всё более голубым, что соответствует фиолетовой границе спектра.
Эти цифры и назвали "цветовой температурой" излучения. Каждому цвету соответствует его цветовая температура. Психологически трудно привыкнуть к тому, что цветовая температура пламени свечи (1200К) в десять раз ниже (холоднее) цветовой температуры морозного зимнего неба (12000К). Тем не менее это так, цветовая температура отличается от обычной температуры.
Казалось бы, при чем цветовая температура для фотографа? На самом деле она имеет огромное значение. Раньше ( когда было царство пленочных фотоаппаратов ) каждый тип пленки был рассчитан на определенную цветовую температуру. Сейчас это режимы съемки в цифровом фотоаппарате. И если режим выставлен неправильно, на снимке будет все что угодно, но не то что вы снимали.
Режим для съемки дневного света рассчитан на цветовую температуру 5500К. Давайте поймем откуда именно такая цифра.
Следует различать понятия "солнечный свет", "свет неба" и "дневной свет". Под солнечным светом понимается прямое излучение Солнца в районе 12-ти часов дня, имеющее жёлтый тон, его цветовая температура соответствует примерно 4000К. Свет неба представляет собой голубоватый свет голубого неба с цветовой температурой около 7000К. Влияние света неба можно видеть зимой в тенях на снегу, а также можно почувствовать его наличие летом, наблюдая голубовато-зелёный цвет травы, или голубоватый отлив на листьях деревьев. Так вот, под дневным светом понимается смесь солнечного и небесного света, и его цветовая температура равна осреднённой температуре этой "смеси", то есть 5500К. Именно поэтому эта цифра и взята за основу для так называемых "дневных" плёнок. Эти плёнки хорошо работают при ясном небе и прямом солнечном свете, но стоит солнцу зайти за облако, то баланс цветовой температуры сразу же нарушается, и она "ползёт" в сторону повышения, от 5500К — к 6000-7000К. Именно поэтому в пасмурную погоду фотографии получаются с голубоватым отливом. С другой стороны, стоит цвету неба окраситься в более тёплые тона, например на закате, общий баланс цвета нарушается в сторону понижения цветовой температуры вплоть до 3000К, так как солнечный свет на закате тоже "уходит" в область более низких цветовых температур.
картинка

На этой таблице наглядно видно, какие цвета соответствуют различной цветовой температуре.
Теперь рассмотрим встроенные режимы камеры. Я взял первый попавшийся аппарат ( у меня их несколько ). Не повезло Canon EOS 400D. Это полупрофессиональная бюджетная цифровая зеркалка. Кроме того она позволяет выставлять цветовую температуру вручную. Для того, чтобы получить возможность коррекции надо выставить режим съемки "вручную". при других режимах все уже выставлено. Итак. Все это в меню "настройки баланса белого". Первый режим — автомат. Часто ошибается. "Дневной свет" — около 5200К. Тень — около 7000К. Облачно — около 6000К. Лампы накаливания — около 3200К. Флуоресцентные лампы — около 4000К. Вспышка — без точных данных, настраивается по самой вспышке. И ручной режим.
Теперь Вам понятно, какой режим следует выставлять, при определенном типе освещения? Баланс белого вручную, просто меняет цветовую температуру при помощи изменения баланса трех базовых цветов. Исключение это флуоресцентные лампы накаливания. Это самое сложное освещение для фотографа. Но об этом в следующих постах.
Тэги: Фотосоветы 1
$_Рекомендую_$
0

Оставить комментарий